понедельник, 13 февраля 2012 г.

Рождество дядюшки Скруджа: к 200-летию Чарльза Диккенса

Чарльз Диккенс – это писатель, которого сейчас знают все и не знает никто. Имя на слуху, а книг – не читали. С Оливером Твистом большинство знакомы по мюзиклу; имя одного из самых трагических персонажей Диккенса, Скруджа, прочно срослось с героем диснеевских «Утиных историй», а про Дэвида Копперфильда скажут, что это известный фокусник.

Родился Диккенс 7 февраля 1812 года в британском городе Портсмуте. В детстве у него было две страсти: театр и чтение. В 1833 году вышел первый рассказ Диккенса «Обед на Поплар-Уок», опубликованный под псевдонимом Боз.

А затем появляются «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Лавка древностей», «Домби и сын», «Дэвид Копперфильд» и многое другое.

Очень интересны «Рождественские повести» Диккенса. Самая лучшая из повестей – «Рождественская песнь в прозе».


История Эбинизера Скруджа, преуспевающего дельца из лондонского Сити, который ради карьеры пожертвовал семьей, друзьями, простым человеческим счастьем. Это рассказ о том, что хороший в общем человек превращается в алчного и бессердечного.

В Сочельник весь Лондон готовится к Рождеству. Но для Скруджа праздник – лишь простой в рабочих буднях, день, когда он не может приумножить свои капиталы. И незадолго до полуночи, в квартиру к Скруджу является призрак его компаньона Марли, который упросил высшие силы дать Скруджу шанс искупить все содеянное им зло, чтобы он не повторил участи своего компаньона. И Скруджу являются три духа.

Первый – святочный дух прошлых лет – показывает ему его собственное детство и юность, когда он еще верил в чудо, имел друзей, девушку…

Второй дух – это дух нынешних Святок. Он показывает семью клерка, которого Скрудж презирает и эксплуатирует. Многодетная семья хоть и влачит полунищенское состояние, но зато они любят друг друга и умеют радоваться нехитрым мелочам. И, может быть, впервые в очерствевшем сердце Скруджа просыпается сострадание к чужому человеку – Малютке Тиму, терпеливому калеке. Скрудж узнает, что мальчик, возможно, и не доживет до следующих святок.

Третий дух – дух будущих Святок – показывает Скруджу день его смерти и его самого на смертном ложе – всеми забытого, обкраденного. И нет ни одного человека, который бы помянул его добрым словом, потому что он сам при жизни не сделал ни одного доброго дела бескорыстно и искренне.

Но Диккенс никогда не оставляет читателя вместе с главным героем в отчаянии и безнадежности. Будущее в наших руках. И как все сложится зависит от нас. Поэтому финал повести светлый и счастливый.

Читайте Диккенса. Он современен, он остроумен. Его книги полны обаяния и доброты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий