КОДЕКС ЭТИКИ
школьных библиотекарей
Российской Федерации
Принят на 1 съезде школьных
библиотекарей Российской Федерации 1-4 июля 2007 г. (Пушкинские горы).
Мы
понимаем важность создания и распространения среди профессионалов и широкой
общественности Кодекса этики, которого должны придерживаться школьные
библиотекари, администрация школ, органы управления образованием, члены
родительских комитетов и все лица, причастные к деятельности школьных
библиотек.
Школьная
библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования России, а
ее сотрудники действуют в соответствии с законом Российской Федерации «О
библиотечном деле, обязаны соблюдать основные положения Декларации прав
ребенка, Этический кодекс российского библиотекаря.
В
организации фондов мы исходим из задачи информационного обеспечения учебного
процесса как на языках преподавания, так и на родных языках учащихся,
обеспечиваем внеучебную и воспитательную работу школы, а также задачи
гармонического развития детей, предоставления широких возможностей духовного
роста и совершенствования их личностей.
Мы в
значительной степени определяем первичный контакт ребенка с информационным
полем культуры, оказывая влияние на подбор, организацию и хранение информации.
На нас лежит ответственность перед ныне живущими и будущими поколениями страны
за беспрепятственное распространение информации и идей, создание условий
интеллектуальной свободы, свободы совести и культурного самооопределения
ребенка, свободы доступа к информации.
Являясь информационными посредниками между
детьми и культурой, мы осознаем педагогический характер нашей миссии и
руководствуемся первичным принципом профессионала «Не навреди!».
1.РАВНОПРАВИЕ
В
обслуживании наших читателей мы следуем принципам равноправия, не исключающим
особой заботы и внимания к самым юным, а также детям с ограниченными
возможностями, не допускаем никаких различий по таким признакам, как раса, цвет
кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное
происхождение, имущественное положение самого ребенка или его родителей.
2. СВОБОДА ДОСТУПА И ЦЕНЗУРА
Мы
следуем принципам интеллектуальной свободы, не допускаем цензуры имеющейся
литературы и других источников информации, вместе с тем оберегая детей от
пропаганды насилия, порнографии, других противозаконных или специализированных
видов информации.
3. СВОБОДА ОТ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ
В своей
просветительской, выставочной, пропагандистской деятельности мы руководствуемся
интересами всестороннего развития детей, стремясь привить им актуальное
понимание свободы и социальной ответственности, любовь к идеалам добра и
справедливости, понимание национальных и культурных традиций народов России, ее
исторического прошлого, уважение к прошлому и настоящему культур народов мира,
ко всем людям Земли. Мы сознаем недопустимость религиозной и политической
пропаганды в стенах школы.
4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Мы не
разглашаем данные о запрошенной или полученной читателями информации, а также
об используемых ими материалах, равно как и любую другую информацию о
читателях, ставшую нашим достоянием в силу служебных, доверительных или иных
контактов с ними.
5. ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
Мы не
навязываем детям никаких форм деятельности, а также каких бы то ни было
предпочтений в подборе соответствующих его возрасту изданий, понимая значение
такта и доброжелательности в общении с читателями. Для нас неприемлем подход к
детям как к несформировавшимся взрослым; мы помним о физиологических и
психологических изменениях в детском организме в период созревания; для нас
ясна необходимость не возлагать на
ребенка надежд-обязательств, а учитывать его возможности.
6. КОНТАКТЫ С КОЛЛЕГАМИ, УЧИТЕЛЯМИ, АДМИНИСТРАЦИЕЙ
Коллеги,
учителя, администрация являются нашими единомышленниками в решении задач
формирования у школьников интереса к чтению и культурной информации. Мы
понимаем значение сотрудничества и взаимопомощи как условие решения наших
профессиональных задач.
7. ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Повышение нашей библиографической, педагогической и психологической
компетентности является профессиональным долгом в течение всей жизни. Мы
понимаем необходимость добросовестности и самоотверженности в расширении фонда,
его обновлении, умножения форм и видов работы с читателями как условия
формирования интереса к чтению, развития личности школьников. Мы сознаем
ответственность за любые проявления недостойного поведения, нарушения норм
морали и их влияние на детей, за достоинство и престиж нашей профессии.
8. ОТКАЗ ОТ
ПРИВИЛЕГИРОВАННОГО ОТНОШЕНИЯ
Мы
никогда не используем преимущества старших, обладающих информацией и правами
взрослых в ущерб интересам школьников, библиотеки, школы, в которой работаем.
9. СЛУЧАИ НАРУШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОДЕКСА ЭТИКИ
Ассоциация вправе рассматривать прецеденты подобных нарушений на
собраниях исполнительных органов и выносить соответствующие заключения, вплоть
до отказа провинившимся в доверии коллег.
(Печатается по тексту сборника: Справочник школьного
библиотекаря/О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; под ред. Ю.Н.
Столярова.- Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-2-е изд., испр. и
доп.-С.207-208.)